Раннее речевое развитие.
Первые годы жизни являются решающими в развитии речи. С грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, узнают знакомые голоса, наблюдают за лицами близких, подражают движениям губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Но даже самые замечательные детские программы, самые новые информационные технологии не заменят общения родителей со своими детьми. Это важнейшее условие развития речи у ребенка. Общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения. Интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка.
Развитие речи проходит несколько этапов. На первом этапе развития речи ребенок не понимает окружающих и не умеет говорить. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Третий этап самый долгий, длится до 7 лет. Только в общении со взрослым перед ребенком встает задача понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
На первом году жизни дети активно слушают окружающий мир. До появления собственной речи ребенок понимает до 100 слов. Около 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Ребенок выделяет речь среди других неречевых звуков До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным взглядом). К концу 1-го года дети начинают анализировать сами речевые звуки, выделяются тембровый и тональный параметры. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Этот период охватывает от конца первого года до второй половины второго года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год полтора. Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы. Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях
госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении,
где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, но ребенку недостает близких контактов. Эмоциональные связи у детей со взрослыми возникают уже к 2 месяцам. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Доказано, что недоразвитие речи чаще всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских домах, домах ребенка, детских
дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием. В тот период, когда
ребенку необходимо общение с близкими людьми, он оказывается лишен такой
возможности. Учителя начальных классов отмечают, что приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом, невнятной и невыразительной речью. Часто это дети из семьи, нередко, внешне совершенно благополучной. Оказывается дело в том, что дома не удовлетворяют потребностью ребенка в общении. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить ребенка яркими игрушками. Нужно
приложить усилия для того, чтобы ребенок научился ими играть. Это особенно
важно для тех малышей, у которых нет товарищей для игр. Таким товарищем для них
должен стать взрослый. В процессе совместных игр возникают диалоги, во время
которых можно научить сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и
желания, выслушивать своего партнера по игре. Чем больше мать разговаривает с ребенком, тем чаще и оживленнее ребенок реагирует на взрослого, тем чаще самостоятельно начинает воспроизводить звуки, играя с игрушками без мамы. Факторы, влияющие на развитие речи. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды - все это факторы, влияющие на развитие речи. В раннем возрасте необходимо развивать слуховое внимание ребенка.
Начиная с 6-7 месяцев он должен определять направление звука (колокольчика,
погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они звучат. Обязательно нужно давать ребенку слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, ребенок оживляется, начинает "подпевать", стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
Языковое развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием.
Поэтому малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.
Надо помнить, что движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов. После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности.
logopedy.ru
logopedochka.blogspot.ru
gigabaza.ru›doc/46556.html |