КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
(подготовительная группа)
Тема «Поиграем в школу»
Цель: Автоматизация правильного произношения звука [Р] .
Коррекционно – образовательные задачи: закрепление правильного написания буквы «Р», профилактика нарушений письменной речи, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Коррекционно – развивающие задачи: закрепление навыка быстро и четко выполнять указания учителя, развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия (дифференциация звуков [Р] и [р’]), [р] и [л]). Развитие координаций движений и мелкой моторики, координации речи с движением Закрепление навыков диафрагмального дыхания, плавного длительного выдоха. Закрепление сенсорных знаний (формы геометрических фигур). Развитие быстроты реакций. Профилактика близорукости.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативы, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: половина тетрадного листа в крупную клетке, простые карандаши, магнитная доска (на доске зашифрованное специальными символами зашифрованы слова), листы с изображением алфавита в символах, маркеры, «звуковые пеналы» (кружки синего, зеленого, красного цвета), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребенка, фишки, массажные мячики, открытки.
Предварительная работа: работа над развитием общих речевых навыков, обучение самостоятельному составлению загадок – описаний, рабата со «звуковыми пеналами», игры с массажным мячом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети входят в кабине, встают полукругом, здороваются.
Л. Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу. В школе вы познакомитесь с новыми друзьями и узнаете много нового и интересного. А как вы думаете, что нужно для того чтобы в школе хорошо учиться?
Размышления детей на эту тему.
Л. Давайте сегодня поиграем в школу.
2. Задание « Рисуем по клеткам» (развитие слухового внимания, ориентировка на листе бумаги).
Логопед предлагает сесть за столы. На столах листы в крупную клетку, простые карандаши.
Л. Ребята, внимательно послушайте задание. Найдите точку. От точки проведите 10 клеток вверх, 5вправо, 5 вниз, 4 влево, 4 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 3 влево. 6 вниз, 1 влево. Что получилось?
Д. Буква Р.
Л. Ребята, давайте вспомним. Чем отличается звук от буквы?
Д. Букву мы видим и пишем, а звук мы слышим и произносим.
Л. Дайте характеристику звука [Р].
Д. Согласный, твердый, звонкий.
Л. Давайте проверим.
Д. Произносят звук (прикладывают ладонь тыльной стороной к горлу).
3. Игра «Учитель» (ролевое обучение)
Логопед предлагает детям попробовать себя в роли учителя и рассказать все, что они знают о звуках и буквах русского языка.
Л. Давайте представим, что вы учителя, а я ученица.
Дети надевают очки без стекол и выступают в роле учителя.
Игра «Поймай звук» (совершенствование навыка анализа и синтеза, развитие быстроты реакций).
Логопед предлагает взять каждому ребенку по три геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Л. Я буду называть слова со звуком [Р], если звук стоит в начале слова, поднимаем круг, если в середине – квадрат, в конце – треугольник.
Называются слова: дорога, рука, дерево, трактор, рыболов, двор, озеро, троллейбус, тротуар.
- Игра «Ассоциации» (развитие объема памяти, внимания, дифференциация звуков [Р] и [р’])
Л. Показывает открытки (13 штук) знакомые уже детям и 2 новые, предлагает совместно придумать слова на ассоциации и запомнить их.
Д. придумывают слова к новым открыткам
(заяц –морковка, шишка – лес).
Л. А теперь давайте вспомним все слова.
Д. Вспоминают словак знакомым открыткам и новым.
Л. А теперь вспомните все слова, в которых есть звук [Р] и [р’]
Д. Вспоминают все слова с заданными звуками рак, озеро, праздник, морковка и река, огурец.
6. Игра «Кто быстрее» (закрепление дифференциации звуков [Р] и [Л], развитие быстроты реакций).
Л. Вы знаете, что звук [Р] дружит со звуком [Л] . Помогите мне навести порядок и разложить картинки по разным коробкам.
Дети выполняют задание по командам, проверяют.
7. Игра «Заменялки» (закрепление дифференциации звуков, развитие быстроты реакций).
Логопед произносит слова со звуком [Р], дети заменяют его на звук [Л]
Коробок – колобок, лак – рак, рука – Лука, рама – лама, игра – игла.
8. Игры с массажным мячом (координация движений и речи).
Логопед объявляет переменку.
Здравствуй мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик.
Дети выполняют упражнения правой и левой рукой.
- «Звуковые пеналы» (развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
Логопед предлагает приготовить пеналы к работе.
Л. Я буду произносить звуки: [Р], [А], [М], [А]. Какое слово получилось?
Д. Рама.
Логопед предлагает выложить звуковую схему слова.
Д. Выкладывают.
Л. Назовите первый звук в слове, второй, третий, четвертый. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков? Назовите их. Сколько всего звуков?
Д. отвечают на вопросы.
Л. Произносит звуки: [Л], [А], [М], [А]. Какое слово получилось?
Д. Лама.
Логопед предлагает выложить звуковую схему слова.
Д. Выкладывают.
Л. Назовите первый звук в слове, второй, третий, четвертый. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков? Назовите их. Сколько всего звуков?
Д. Отвечают на вопросы.
Л. Предлагает сравнить эти схемы. Чем похожи схемы? Чем отличаются?
Д. Отвечают на вопросы.
- «Схема-загадка» (развитие связной речи, звукового анализа и синтеза).
Л. Ребята. Задумайте слово со звуком [Р], выложите слово и составьте загадку - описание этого слова, не называя его.
Д. Задумывают слово. Составляют звуковую схему слова. Рассказывают загадку – описание.
Дети самостоятельно проверяют соответствие схемы и «загадки».
11. Развивающая игра «Запомни таблицу» (развитие объема памяти, ориентировки на листе бумаги).
Логопед раздает листы белой бумаги, карандаши, дает указание: разделить лист на 6 частей, запомнить таблицу.
Д. Выполняют задания по памяти.
Л. Задает вопросы на ориентировку на листе бумаги.
Где стоит буква Р ? Что находиться над буквой? Что справа? и тд.
Д. Отвечают на вопросы.
- Переменка. Игра «Красная точка» (Гимнастика для глаз, профилактика близорукости).
Логопед предлагает детям смотреть по очереди: на точку и вдаль.
- Развивающая игра «Расшифруй слова и найди лишнее» (закрепление знания букв, развитие быстроты реакций).
Логопед просит подойти к магнитной доске, где символами зашифровано слово, раздает таблицы с расшифровкой (буквы и соответствующие ним символы)
Д. Расшифровывают слова и называют их: ручка, парта, линейка, карандаш.
Л. Какое слово лишнее? Почему?
Д. Линейка (нет буквы Р).
- Задание «Напечатай слоги» (развитие фонематических процессов, мелкой моторики, закрепление знаний букв).
Логопед просит подойти к магнитной доске
Л. Послушайте звуки [Р], [А]. Назовите слог.
Д. РА
Л. Напечатайте его на доске.
Д. Печатают слог (по очереди)
Л. Давайте придумаем слова с этим слогом.
Д. Рак, рама, карамель, корабль и др.
Л. А теперь давайте поменяем звуки местами. Назовите слог.
Д. АР
Л. Напечатайте его на доске. Придумайте слова с этим слогом.
Д. Арка, армия, арбуз, Аркаша и др.
Логопед проводит задание по аналогии с прямыми и обратными слогами: РО, ОР, РУ, УР.
- Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» (развитие памяти, фонематического восприятия).
Логопед предлагает детям встать в полукруг и по очереди называть слова со звуком [Р]. Кто больше? За каждое названное слово дает фишку.
Д. называют слова, посчитывают фишки.
- Окончание занятия.
Л. Ребята, наш «урок» подошел к концу. Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, что было интересно. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
|